Get Adobe Flash player
Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование"

Полезные ссылки

Каталог организаций

Из опыта работы воспитателя Мусаевой Эсилы Айндиевны

Формирование экологической культуры у дошкольников.
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

     Я этой теме всегда уделяла много внимания – это формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитание нравственных чувств. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.  Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".
Таким образом я поставила перед собой следующую цель:
 -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
Раскрыть перед  детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. 
Таким образом,  важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Чтобы повысить эффективность экологического образования 
используются различные формы и методы:
– экологические занятия;
– экологические экскурсии;
– уроки доброты;
– экологические конкурсы;
– обсуждение и проигрывание ситуаций;
– трудовой десант;
– коллекционирование;
– экологические праздники;
– экологические игры (дидактические, имитационные, игры- путешествия)
– экологические сказки;
– инсценировки.
В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников.
У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. 
В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада имеется экологическая. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, я стараюсь использовать как можно больше и интересных объектов. У нас есть муравьиные дорожки и их ходы, небольшая полянка с лекарственными растениями:  тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, а на одной. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят,  опрыскивают. 
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время мы посещаем разные точки, даже одну точку за прогулку. 
На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.  Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях .
Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).  Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком,  совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения  " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных"на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром . Через игры  дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Часто на занятиях  я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота  и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.
В детском саду  проводятся конкурсы детских рисунков " Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок". Или такой конкурс "Лучшая поделка из природного материала". 
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями  по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). 
Ещё одна моя форма работы с семьёй - педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Все воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
-сформированы  начала экологической культуры у детей;
-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-дети учатся практическим действиям по охране природы;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.